Театр в Джебле

#

Жители современной Джеблы до раскопок 1950 го­да и не подозревали, что владеют сокровищем — уни­кальным театром римской эпохи, скрытым под слоем земли.

Массивное сооружение стоит на равнине, в то время как большинство римских театров строилось на склонах. Рыжая каменная стена примыкает к маленькой базар­ной площади, куда съезжаются крестьяне из окрестных деревень. На многочисленных лотках разложены овощи, фрукты, зелень.

Абу Бедир, смотритель театра, узнав, что мы русские, не захотел взять деньги за вход и с удовольствием на­чал рассказывать о своем сыне, который учится в Элек­тротехническом институте в Москве: «Мой сын будет инженером!» На лице старика появляется радостная улыбка. Он полон гордости за своего первенца: «Бедир любит вашу страну и много нам о ней рассказывает, когда приезжает на каникулы». Продолжая разговари­вать, мы входим под арку, минуем двойное кольцо свод­чатых коридоров. Здесь сумрачно и тихо. Когда-то этот проход освещали масляные светильники. Об этом на­поминают вырубленные в скале маленькие ниши. Нако­нец мы выбираемся на свет и перед нами открывается чаша древнего театра. Садимся на нагретую солнцем скамью.

Сейчас мы единственные зрители и получаем невыразимое наслаждение от театра, застывшего в ти­шине, нарушаемой лишь жужжанием пчел. Площадка, где когда-то выступали гладиаторы, густо заросла тра­вой, из которой выглядывают желтые головки цветов, но форме напоминающих ромашки. Сочная зелень и теплый цвет известняковых скамей сливаются в гармо­ничное целое. Узкая лестница прохода ведет вниз к сце­не. Когда-то она была богато декорирована, но сейчас сильно разрушена. Время и землетрясения разметали серые и красные гранитные колонны. Сюда они были доставлены из Египта и Греции. Среди травы резко бе­леют каменные капители, украшенные пальмовыми листьями. Строители театра многое позаимствовали у греков. В частности, элементы яркой, многокрасочной архитектуры, так соответствующей природе этих мест. Ослепительно-белые мраморные колонны чередовались с красными гранитными. Они сияли на солнце, перекли­каясь с голубизной средиземноморского неба и серо-зе­леными сирийскими горами на горизонте. Все это соз­давало светлое и радостное настроение. Театр мог при­нять одновременно восемь тысяч зрителей (что, кстати, говорит о размерах города). Накануне праздничного дня на известняковых стенах домов появлялись надписи, из­вещавшие жителей Джеблы о предстоящем представле­нии. Народ начинал собираться рано утром, чтобы вы­брать места получше. Нижние скамьи занимали почет­ные граждане. Простой люд теснился выше. Близость моря обеспечивала прохладу. Любимым развлечением жителей Джеблы были гладиаторские бои.

Покинув залитую солнцем раковину театра, мы попа­даем в мрачные каменные помещения, куда едва про­бивается свет сквозь небольшие квадратные отверстия в потолке. Именно здесь и жили гладиаторы. Охвачен­ные предсмертной тоской, они мерили шагами каменную клетку. Накануне сражения накрывался праздничный стол и задавалось пиршество. О начале сражения воз­вещали звуки труб. Через специальные ворота, сейчас заваленные плитами, гладиаторы выходили на арену. Вооруженные кинжалами и кривыми мечами, они начи­нали парадное шествие. Их мужественные лица, упругая походка вызывали восхищение. В этот момент зрителям было все равно, кто перед ними: раб или преступник, осужденный на смерть. Силу и мужество борцов поэты прославляли в стихах, их образы запечатлевали местные мастера чеканки.

18 января 2011, 22:00 0    569 (0) 0

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.