Несколько минут из жизни театра Джеблы

#

Толпа подстегивала сражавшихся криком. Малоду­шия не прощали. Захлебываясь в крови, раненые проси­ли о пощаде, но зрители были неумолимы. Раскаленны­ми типцами и плетьми прислужники поднимали упав­шего, и вновь на скрещенных мечах играл кровавый от­блеск.

Любовь к острым ощущениям вызывала к жизни са­мые разнообразные зрелища. В левом углу амфитеатра разрушились третий и четвертый ярусы. В образовав­шиеся провалы хорошо видны глубокие каменные мешки, где помещались дикие звери. В нужный момент их пу­скали по узкому проходу, спрятанному под каменными скамьями. Поднималась железная решетка, и на арену выбегали львы, тигры, шакалы. Начиналась знаменитая травля диких зверей.

Первые христиане Сирии подверглись особенно су­ровым гонениям, нередко их бросали на растерзание зве­рям. Устраивались в этом театре и публичные казни. Осужденных распинали на кресте, жгли на кострах. Среди многочисленных помещений амфитеатра сохра­нились и карцеры, где сидели в колодках наказанные рабы.

Вернемся, однако, к публике, заполнявшей театр. Приятные ощущения она продлевала в банях, располо­женных рядом с театром. Сохранились четырехугольный бассейн и несколько помещений, куда по трубам подава­ли воду. Бани были также местом, где обсуждались те­кущие события и городские сплетни.

Осматривая все уголки театра, мы попали под арку у сцены, почти незаметную со стороны ярусов, откуда шел ход, продвигаться по которому в настоящее время почти невозможно. Это начало знаменитого подземного туннеля, ведущего к морю. Когда враг подходил к го­роду, театр превращался в осажденную крепость. Жите­ли, захватив скарб и детей, спешно покидали свои жи­лища и скрывались за прочными стенами театра. Кам­нями закладывались арки. В случае же необходимости через потайной ход можно было отойти к морю под са­мым носом ничего не подозревавшего врага.

Проблема воды никогда не возникала: до сих пор на территории театра сохранились многочисленные колод­цы. Распугивая летучих мышей, мы пробираемся к че­тырехугольному, обложенному камнем отверстию бывше­го колодца и заглядываем внутрь. Воды, к сожалению, уже нет.

Шли годы. В период мусульманских завоеваний театр потерял свое значение. В VII веке рядом с ним выросла мечеть, на постройку которой пошли плиты ярусов. Вско­ре вообще забыли о существовании театра. И лишь не­давно уникальное сооружение обрело новую жизнь. Раз­витию туризма в Сирии уделяется немалое внимание. По словам Абу Бедира, с которым мы тепло прощаемся, правительство предполагает реставрировать театр. От­радно думать, что в ближайшее время сюда проложат тропу многочисленные туристы.

18 января 2011, 22:00 0    503 (0) 0

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.