Город "Ароматов"
#
В десяти километрах от Идлиба расположен маленький провинциальный городок Риха, что по-арабски значит «аромат». Город примостился на склоне горы Арбеин или, как ее называют здесь, горы Сорока Мучеников. Последнее название опять отсылает нас к временам христианских гонений. От римских времен здесь осталось каменное строение с пирамидообразной крышей, прикрывающее древний источник. В близлежащем местечке Кафер Лата посередине деревенской плошали сохранилось оригинальное сооружение — полукруглая крыша на четырех столбах. Здесь тоже был источник, вода которого по древней системе каналов подавалась к домам. Недалеко от деревни — средневековое мусульманское кладбище с куфическими надписями. Здесь и там разбросаны римские погребения, но они обычны и особого внимания не привлекают. В 7 километрах от Рихи — деревенька Мериан, любой житель которой с удовольствием проводит приезжего через цветущую долину, засаженную фруктовыми деревьями, к месту, сохранившему многочисленные следы древних строений. Среди них выделяется фамильный склеп — грот Музаввака. Широкая лестница, ведущая к нему, разрушена. В центральном помещении крышу поддерживали несколько дорических колонн. От базальтовой двери сохранились лишь куски. Интересно, что внутреннее помещение удивительно напоминает современную квартиру в каком-нибудь городском арабском доме. Крышу поддерживают балки, несущие следы старой краски — зеленой, желтой, красной, а также орнамента — листьев сказочной травы. Вход во вторую комнату отмечен двумя дорическими колоннами. Во всю длину стен тянутся галереи. В стену второй комнаты был вделан, по-видимому, бронзовый медальон. Узкий коридор ведет непосредственно к камере захоронения, где в нишах, обрамленных двумя колоннами, помещены саркофаги.
Интересно, что перед этим захоронением находится большой камень, в верхней части которого — отверстие для жертвоприношений. Языческий алтарь перед гробницей II века напоминает о дохристианской эпохе, язычестве, многобожии, о поклонении природе и красочных картинах жертвоприношений. На этом кладбище, существовавшем не одно столетие, соседствуют памятники языческих времен и могильники и саркофаги V—VI веков, относящиеся к периоду христианства. Слияние стилей, взаимовлияние различных культур, характерные для мертвых городов Сирии, представляют собой истинный клад для историков архитектуры.
Комментарии ()