Гуцульские пастухи
# Украина
Самое впечатляющее слово «йо», по частоте употребления которого гуцульские пастухи дали бы фору американским рэперам. «Ио» отголосок австро — венгерского периода, исковерканное немецкое «йа», отзвук того периода, когда эти земли были под властью Австро — Венгрии. Над селом Великий Бычков на границе с Румынией разносится голос Филиппа Киркорова. Кто бы мог подумать — именно русская «попса» загадочным образом очень популярна в Западной Украине.
Сегодня среда, базарный день. На развалах китайской одежды как экзотические цветы выросли пышнотелые продавщицы в легкомысленных купальниках. За вещевым рынком работает еще один, где торгуют живым товаром. Здесь выстроились грузовички со свиньями и легковые машины с открытыми багажниками, из которых выглядывают поросята. На рынке нет ни овец, ни коров — все лето они пасутся на высокогорных лугах. Животноводство — основной вид сельского хозяйства гуцулов.
На высоте полторы тысячи метров над уровнем моря растет мох, а деревья низкорослы. Здесь работают четыре пастуха, их 56 — летнего бригадира зовут Василь Васильевич. Раньше он работал лесорубом, но после тяжелой травмы подался на спокойную работу на высокогорном лугу. С ним в бригаде еще двое пастухов и 15 — летний школьник Дмитро, который проводит на лугу уже вторые каникулы подряд, зарабатывая по 500 гривен в месяц.
Бригада живет в новеньком деревянном доме, привезенном из деревни снизу. У пастухов работают мобильные телефоны и есть дизель — генератор, но при этом их жилище выглядит так же, как если бы его построили полтора века назад: деревянный пол, общая широкая кровать, место для костра, у которого греются и на котором готовят еду.
На стене висит трембита, гуцульская труба. Раньше с ее помощью пастухи подавали сигналы друг другу — слышно было за километры. С появлением мобильной связи трембиты стали украшением на стене. У отары в 380 овец, пасущихся на лугу, 57 владельцев. Несмотря на большой размер стада, каждая овца чем — то отличается. Рога украшены цветными бантиками, шеи — колокольчиками всех размеров, от крошечных до напоминающих армейские котелки. Когда овцы возвращаются с пастбища, в горах стоит мелодичный перезвон.
Если овца погибнет, то пастухи должны будут вернуть хозяевам ухо со штампом или номерной биркой, иначе им придется выплачивать стоимость пропавшей овцы. Утром и вечером овец загоняют в загон для дойки. Через щели в загоне овцы проходят одна за другой. Снаружи пастухи усаживаются на низкие скамеечки. На дойку одной овцы у них уходит по полминуты — в начале августа овцы дают лишь в среднем 50 граммов молока, но зато оно жирнее, чем в начале лета. Мальчик гонит овец хворостиной из загона к щелям, пока все стадо не пройдет обязательную процедуру.
Овец и коз доят в одно ведро. Коз держат в овечьем стаде за вожаков, они смелее овец и всегда ведут стадо за собой, даже если это дорога на бойню. Рано утром в горах холодно, туман лежит низко — по народным приметам, день будет хороший. На первую дойку овец выгоняют перед рассветом; в четыре утра по местному времени, на час раньше киевского. Со времен Австро — Венгрии Закарпатье живет по среднеевропейскому времени. Гуцульские пастухи гордятся своим особым временем, намекая на то, что «Киев им не указ».
Комментарии ()