Спас-на-крови - памятник Александру II

# Россия 

Храм Воскресения Христова, или, иначе, Спас-на-крови, воздвигнут на месте покушения на Александра II, которое привело к его гибели. Здание храма создано в традиционно русском стиле и внешний вид куполов напоминает древние купола Ярославля и старой Москвы. Расположен собор на набережной Грибоедова и на него открывается прекрасный вид с канала. Этот храм, создававшийся как символ вечной жизни погибшего царя (отсюда и название «Храм Воскресения Христова»), уникален не только этим. Это еще и неповторимый памятник русского мозаичного искусства.

Внутренне убранство Спаса-на-крови настолько неповторимо и хрупко, что он изначально не предназначался для регулярных церковных служб, посетители которых могли разрушить драгоценные мозаики. В нем лишь периодически проводились службы, посвященные погибшему императору. Когда собор только начинали строить, сразу было решено не применять в его отделке живопись. Этому решению способствовал тот факт, что часть живописного убранства Исаакиевского собора начала разрушаться под воздействием специфической петербургской погоды и высокой влажности.

Как замену живописи в храме было решено создать мозаичные полотна на всей площади, а это более 7 тысяч квадратных метров. Большая группа художников, работавших в разных направлениях, создавала эскизы. А сама мозаика создавалась в мастерских Владимира и Александра Фроловых.

Хрупкая драгоценная мозаика разрушалась со временем, а размещенный здесь с 1930 по 1970 год склад нанес ощутимый вред всей отделке храма. С 1970 года, когда храм был передан музею «Исаакиевский собор», и до 1997 в храме шли реставрационные работы. К сегодняшнему дню убранство храма восстановлено практически полностью. Пустыми остались только иконостасы Царских Врат, иконы из которых исчезли во времена революции.

Отличительная особенность Спаса-на-крови, нетипичная для традиционного убранства русских храмов, это сень, под которой находится часть мостовой, на которую пролилась кровь раненного императора. Камни этой мостовой и фрагмент решетки Екатерининского канала – подлинные, сохранившиеся до наших дней.

Снаружи храм по фасаду отделан досками из гранита, насыщенного красного цвета. На них золотыми буквами изложены основные вехи и достижения царствования Александра II. А внутренняя отделка представляет собой аллегорическое изложение деяний Христа и деяний погибшего императора.

01 января 1970, 00:00 0    527 (0) 0

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.