Прогулка по пражскому гетто: старо-новая синагога

Прогулка по пражскому гетто: старо-новая синагога

# Чехия 

Старо-новая синагога – это действующее и по сей день здание молельного дома, в котором проходят богослужения современной пражской еврейской общины. Это здание, спроектированное и построенное еще в 12 веке –самая древняя из сохранившихся в Европе синагог и, одновременно, одно из старейших зданий-памятников готической архитектуры в Праге.

Название синагоги кажется весьма необычным, но имеет свое объяснение. До 16 века это была единственная синагога в Йозефове, пражском гетто и называлась «Новая школа». Построенная позже в другом конце квартала синагога стала, соответственно, называться «Новой», а более древний молельный дом «Старой Новой синагогой».

Еврейская традиция сохранила и иное, более поэтическое объяснение. Когда иудейское население Праги сильно возросло, старый дом собраний и богослужений стал тесен, и, как гласит предание. старейшины общины решили построить большую новую синагогу. Но они никак не могли найти подходящее место для нее. И вот однажды компания детей, игравших на холмистом берегу реки Влтавы, нашли фундамент какого-то древнего здания, скрытого под землей. Старейшины сочли это благоприятным знаком, и решили строить новую синагогу в этом месте. Новое здание стали называть Старо-новой – новой синагогой на старом фундаменте.

Позднее появилась легенда, повествующая о том, что камни, что были обнаружены на холме у Влтавы – это ни что иное, как частицы разрушенного иерусалимского храма, которые ангелы принесли в Прагу из Святой земли. Считалось, что столь высокое происхождение убережет синагогу от войны, пожара и наводнения.

Надо сказать, что так на деле и вышло – Старо-новая синагога пережила все разрушительные еврейские погромы, фашистскую оккупацию, пожары и другие стихийные бедствия.

Интерьер синагоги является одним из древнейших образцов готической архитектуры Праги. Высокая готическая колоннада разделяет главный зал на два нефа, в восточном конце здания традиционно находится Арон а-Кодеш. Это обязательный элемент синагоги, особый, обычно деревянный резной шкаф, в котором хранятся свитки Торы. Надо сказать, что священное Пятикнижие используется во многих ритуалах.

В большом зале молятся только мужчины, а для женщин предназначена только верхняя галерея. Интересно, что места в большом «мужском» зале пронумерованы. Почетное место под номером «1» принадлежит легендарному раввину Йехуде Бен Бецалелю, или рабби Лейбе, главе пражской еврейской общины, жившему в 16 веке. До сих пор его место в синагоге никто не может занимать.

С именем раввина Бецалеля, рабби Лейбы, связано много историй и легенд, наиболее известной из которых стала легенда о Големе, глиняном человеке, созданном мудрым раввином. Согласно старинной легенде, в 1580 году, во времена крупных и жестоких гонений, рабби Лейба молился, прося Бога помочь его народу найти путь избавления от бед и опасностей.

С помощью магических каббалистических знаков, ему было сказано сотворить Голема –человека из глины, который призван был защищать евреев от врагов. Голем служил общине 13 лет, охраняя улицы гетто. После того, как преследования прекратились, раввины получили наказ вернуть Голема в изначальное его состояние – снова обратить его в глину. Говорят, та глина, в которую превратился могучий великан, до сих пор лежит где-то на чердаке Старо-новой синагоги. Это – официальный вариант сказания о Големе, но была и другая легенда, оставившая свой след в литературе.

Согласно этой альтернативной истории, Голем вышел из-под контроля старейшин общины и стал нападать на тех, кого должен был защищать, обратив свою силу против обитателей гетто. Поэтому разбушевавшегося глиняного великана необходимо было уничтожить.

Эта версия истории о Големе стала основанием известной драмы чешского писателя Карла Чапека. Голем там называется словом «робот», вошедшим с тех пор во все языки мира. Также на этой легенде построен замечательный мистический роман Густава Майринка «Голем».

Еще сто лет назад в Праге бытовало поверье, что Голем не уничтожен, а только спит и в случае новой угрозы безопасности евреев Праги может пробудиться вновь. Сегодня же от былого поверья и мистики не осталось и следа. Глиняный человек, мистический робот Голем стал одним из легендарных мифических символов пражского гетто.

Сегодня в любой сувенирной лавочке Праги можно увидеть фигурки, статуэтки и брелки, изображающие Голема, его именем названы многие кафе, магазины и рестораны, особенно в Старом Городе и Йозефове.

01 января 1970, 00:00 0    162 (0) 0

Комментарии ()

    Вы должны авторизоваться, чтобы оставлять комментарии.